Сергей Бережной ([info]barros) wrote,
@ 2007-11-25 01:30:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:отзыв, фильм

"Беовульф" (Beowulf, 2007)
Если человек строит гору, он должен понимать, что где-то в связи с этим строительством возникает яма. Или несколько ям, суммарная мощность которых примерно компенсирует внушительность возводимой горы. Опытный горостроитель должен насчёт этого обстоятельства что-то подозревать, мне кажется. А совсем опытный учитывать его ещё на уровне проекта.

Роберта Земекиса хочется считать опытным постановщиком и продюсером: легионы "восьмидесятников" по гроб жизни обязаны ему за фильмы цикла "Назад в будущее" и за мастерскую подставу Кролика Роджера. Его же "Форрест Гамп" заслуженно занимает отдельное и совершенно особое место, никому более не предлагаемое. Среди других его успехов я лично выделяю "Контакт", в котором Земекису удалось не опошлить отличный миовоззренческий роман Карла Сагана...

Но потом у Земекиса начался период увлечения цифером, результатом коего увлечения стал в меру забавный и в меру безжизненный "Полярный экспресс". Будучи человеком умным и талантливым, Земекис не мог не осознать, что глубина ям, которые он выкопал у себя под ногами, строя эту гору, опасно сравнялась с высотой полученной горы. Будучи человеком практичным, он нашёл способ утилизировать полученное знание в следующей постановке. К добру ли?

"Беовульф" демонстрирует новую высоту, достигнутую цифером, и так же наглядно подтверждает, что ямы непобедимы. Приближается ли цифровая модель к "живому" актёру? Да. Возможен ли в этом направлении дальнейший прогресс? Несомненно. Вопрос только в том, нафига он нужен. Для меня вовсе не очевидно, что необходимо было обвешивать датчиками Хопкинса и Малковича, чтобы зациферить их пластику и мимику и на материале этих записей воспроизвести в фильме виртуальные модели с лицами актёров вместо самих актёров. Возможно, это дешевле (сомневаюсь), возможно, это технологичнее (флаг в руки), однако то, что результат не выглядит вполне естественным, для меня несомненно. Я понимаю, что цифровые модели необходимы, если персонаж должен разрываться на куски или на лету колбаситься с драконом, но неужели эти модели непременно нужны для имитации актёрского исполнения? Скажем, виртуальный персонаж Малковича не делает в кадре ничего сверхчеловеческого, чего не мог бы сделать перед камерой сам Малкович... Хуже того: в фильме "модельные" персонажи рядом с "немодельными" (менее тщательно проработанными) выглядят примерно так же, как выглядел бы трёхмерный Шрек в плоском мире "Тома и Джерри". И тут уже не важно, имеет место недоработка одних моделей или чрезмерная сложность других - органичность и единство так или иначе потеряны. Девицы в "Беовульфе" неприятно напоминают мимикой и пластикой принцесс из Шрека, которых, помнится, создатели фильма намеренно делали более условными, чтобы они не "выпадали" из общей эстетики картины; Земекис попытался решить обратную задачу и явно и обидно на этом подорвался. Не вызывают недоумения только постаревшая Вилтоу (которая "в молодости" выглядела вылитой мамашей Фионы из "Шрека 2", просто до смешного) и фанатично оцифрованная Анджелина Джоли. Остальные попавшие в кадр цифровые дамы цифровым мужикам откровенно проигрывали - и это при том, что и мужики-то в большинстве тоже были далеко не фонтан...

О половых вопросах, кстати. Совершенно не понимаю, почему полностью обнажённая цифровая Анджелина Джоли допускается к показу в фильме рейтинга pg-13 во всех ракурсах, а полностью обнажённый цифровой Беовульф - только с загороженным мужским хозяйством. Ухищрения постановщиков в этой части выглядят комично даже на фоне аналогичного пародийно-скабрезного эпизода из "Остина Пауэрса". Если учесть, что мужская полная обнажёнка уже давно не является сенсацией даже на театральной сцене, трусость Земекиса выглядит почти оскорбительной - при том, повторюсь, что полностью раздеть цифровую модель Анджелины Джоли его нисколько не затруднило. Этот односторонний и лично для меня труднообъяснимый пуританизм даже заставил нас с Лёшей Пасечником предположить, что для обсчёта параметров полового снаряжения Беовульфа Земекису элементарно не хватило вычислительных мощностей (вероятно, это было "что-то особенного", особенно в варианте трёхмерной проекции).

За неимением оной тёхмерки (смотрели мы в кинотеатре, естественно, "плоскую" версию) практически все рассчитанные на 3d-проекцию выкрутасы выглядели местами туповато (уклонение от деревьев в полёте), а местами просто как ошибки постановки (копьё, хамски вставленное практически в объектив). Один момент (со шпилем) вообще показался мне категорически неуместным, потому что пришёлся на эпизод до крайности драматический, а рассчитан был на откровенно дураковатое гы-гы аудитории.

Но - несмотря на всё сказанное - у фильма Земекиса есть целый ряд достоинств, не позволяющих решительно спустить его в мусоропровод (как уже было сказвно выше, мужское достоинство Беовульфа в этот ряд обидно не вошло). Драматургически фильм выстроен с большим уважением к первоисточнику, но в то же время чертовски современно. Гейман и Эвери в этом смысле большие молодцы. Визуальная часть (если не учитывать претензии к персонажам) также очень хороша - скажем, выстроенный в виде чрева (утробы?) интерьер пещеры-жилища мамы Гренделя вглядел и самостоятельной находкой, и отсылкой к дизайну Гигера в "Чужом". Технически и здесь есть к чему придраться (казалось бы, уже все умеют просчитывать взаимодействие воды и погружающегося в неё тела - нет, оказывается, не все), но в целом ям тут я наблюдаю гораздо меньше, чем вершин... Хотя, конечно, писать сподручнее именно о ямах.

Остаётся пожелать Земекису, чтобы он перестал зацифриваться на цикле (и зацикливаться на цифре). Его виртуальные модели пока далеки от совершенства Симоны, но чем ближе они к такому совершенству подбираются, тем менее очевидными становятся их преимущества по сравнению с "живыми" актёрами.

Что же до целого: представлениям о мультфильмах "Беовульф" уже не соответствует, но и визуальной достоверности постановочных фильмов (хотя бы на уровне "300") его техника пока не достигла. "Беовульф" и Земекис зависли где-то посредине в выборе между условностью и реалистичностью картинки; и почему-то мне кажется, что выбор в пользу той или иной стороны давно уже диктуется не технологическими ограничениями...



(Post a new comment)


[info]zharkovsky
2007-11-24 11:24 pm UTC (link)
>>Вопрос только в том, нафига он нужен. Для меня вовсе не очевидно, что необходимо было обвешивать датчиками Хопкинса и Малковича, чтобы зациферить их пластику и мимику и на материале этих записей воспроизвест

Серёг, а знаешь, зачем голливудяне тренируются? Делается банк данных. Берём образ Коннери, молодим его и снимаем Бонда с настоящим Коннери. Это пять-шесть лет погоди, и актёры станут бессмертными. Вот что, не хотел бы ты глянуть Понедельник (родится же когда-нибудь и у нас режиссёр несовок) с Шуриком в главной роли и Меркурьевым в роли Киврина, Пикник с молодым, рыжим и злым Далем? Ну вот и они хотят, чтобы актёры не умирали. Они просто тренируются. Ты видел, как в жизни выглядит Беовульф? :))

(Reply to this)(Thread)


[info]drmor
2007-11-25 02:23 am UTC (link)
Это пять-шесть лет погоди, и актёры станут бессмертными.

Визуально -- может быть. А с голосами будет посложнее, полагаю.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]zharkovsky
2007-11-25 03:29 am UTC (link)
Думаю, примерно одинаково по сложности будет. Ничего невозможного.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]diffuse_r
2007-11-25 07:05 am UTC (link)
Сложнее всего будет с актерской игрой, бо ее не оцифруешь.
Да и современные методы оцифровки внешнего вида и трансляции информации motion capture => 3d creature пока что да-а-алеки от совершенства.

(Reply to this)(Parent)


[info]kirguduev
2007-11-24 11:31 pm UTC (link)
О половых вопросах, кстати. Совершенно не понимаю, почему полностью обнажённая цифровая Анджелина Джоли допускается к показу в фильме рейтинга pg-13 во всех ракурсах, а полностью обнажённый цифровой Беовульф - только с загороженным мужским хозяйством.

По той же, видимо, причине, по которой "Росохранкультуры" запретило компании НТВ+ транслировать "Hustler Europe", но ничего не имеет против трансляции "Hustler Blue". Ограничения в "Hustler Blue" - абсолютно идентичны критериям самоцензуры в "Беовульфе".

Вероятно, - такой весьма существенный общекультурный паттерн.

(Reply to this)


[info]kirguduev
2007-11-24 11:33 pm UTC (link)
И, кстати, - цифровая Джоли там не обнаженная, а в золотистой краске. Фактически - одетый в облипку силуэт. Даже ни одного соска не показали ни разу.

(Reply to this)


[info]ottenki_serogo
2007-11-24 11:49 pm UTC (link)
Лучше всего мужскую обнаженку обыграли в "Симпсоны в кино", где Барт на скейте ехал.

(Reply to this)


[info]krakozyabla
2007-11-24 11:52 pm UTC (link)
А мне очень понравилась то чем заслоняли достоинство Беовольфа, это вам не Остин с карандашом, тут что не стол то меч, очень весело. Фильм вызвал бурю восторга, он истерически веселый, притом не потерял героического пафоса и серьезности, очень приятный баланс.

(Reply to this)


[info]sailorsaturn13
2007-11-25 02:26 am UTC (link)
Насчёт обнажёнки. В Америке (да и в Японии и частично в Европе) считается так: актёр обнажён, если в кадре видны половые органы. Именно они, а не место, где они находятся. Поэтому если женские причиндалы заретушировать, как будто там просто кожа (как у кукол или статуй) то формально Джоли не голая. А если так же поступить с сосками, то считается, что она как бы в купальнике - "Кожа" есть, а "наготы" нет. Так иногда японцы делают в аниме - вроде героиня обнажена, но ничего неподобающего не видно. Для этого же есть пластыри телесного цвета, наклеиваемые на соски - грудь вроде в кадре, а формально нет. С мужским же достоинством так не получится, вот и приходится рейтинг блюсти...

(Reply to this)


[info]nadar
2007-11-25 07:39 am UTC (link)
Да здравствуют новые технологии! Какой простор для снятия ремейков. И пусть голливудские сценаристы бастуют вечно.

(Reply to this)


[info]hope1972
2007-11-25 10:13 am UTC (link)
Очень правильно все написано :)

(Reply to this)


[info]leonov
2007-11-25 11:49 am UTC (link)
Оно все ж в первую очередь на 3d-просмотр ориентировано. Знакомые смотрели, очень впечатлились.

(Reply to this)(Thread)


[info]sandyclaws
2007-11-25 04:02 pm UTC (link)
Поддерживаю, этот фильм стоит смотреть в 3д. Упомянутое компье направленное в прямиком в вас заставляет вздрогнуть. Пещера - желание протянуть руку и прикоснуться к камня. По сравнению с детским впечатление удивило, что сейчас от 3д не устают глаза, даже наоборот трехмерная картинка не заставляет выдумывать мир.

да, в целом это превращается еще и в аттракцион.

(Reply to this)(Parent)


[info]racoonhunter
2007-11-25 10:16 pm UTC (link)
Да, 3Д безусловно очень эффектно смотрится

(Reply to this)(Parent)


[info]roomd
2007-11-26 04:11 pm UTC (link)
Austin Powers -- первое, что моментально вспомнилось, но там это выглядело естественно, а здесь как-то необязательно, нарочито и натужно. Вообще PG-13 меня удивило, больше похоже на R (даже не по обнаженке, а по blood and gore), хотя своего 12 летнего сына я без сомнений в кино отправил.

А вот 3-D -- это супер. До этого я видел только основанные на двухцветных очках поделки типа SpyKids 3D и это было ужасно. А здесь -- не хуже чем в IMAX -- и естественно стоит дополнительной пары долларов за билет. И по 3D превьюшкам пары фильмов, которые показали перед Beowulf, видно, что грядут и дальнейшие 3D фильмы, и хорошо, что из IMAX это дошло наконец до обычного местного кинотеатра.

А вообще из посмотренных в эти выходные пары фильмов второй -- The Mist -- куда как круче. Я и сын вышли из кинотеатра и доехали до дома не проронив ни слова...

(Reply to this)


[info]mastodont
2007-11-26 04:48 pm UTC (link)
Кино проигрывает компьютерным играм. И ищет новые пути.
Сначала Син-Сити. Потом 300. Сейчас Беовульф

(Reply to this)


[info]p_n_maklaud
2007-11-26 10:14 pm UTC (link)
Мне, признаться, тоже не ясна гонка за технологиями. Я понимаю когда чудовищ рисуют на компьютере, инопланетные пейзажи, космические бои наконец. Но зачем, менять живых актеров компьютерными, решительно понять не могу. К тому же, производить фильмы в 3Д имеет смысл, если кинотеатров поддерживающих этот формат хотя бы половина от общего числа всех кинотеатров. В Америке же их значительно меньше, про Россию и упоминать не хочется - единицы.
У Кэмерона тот же загон пошел. Как и Земекис, "Аватара" собирается снимать в 3Д, с компьютерными актерами.

И про обнаженку. Может быть не нашли куда датчики приладить? :)

(Reply to this)


[info]nvrmnd19
2007-11-27 03:33 am UTC (link)
а мне кажется, очень симпатичный мультик получился. "300" - совсем уж пошлятина, а к этому, наверное, за счет "нарисованности", у меня какое-то облегченное отношение. и 3Д реализма не добавили, скорее, подчеркнули условность всей затеи. и конечно, "игра в прятки" не способствовала серьезности восприятия. зал просто всхлипывал от каждой уловки! :))

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…